Интервью на Eventmarket о кризисе

Еще в конце 2008 года мы дали интервью Eventmarket о кризисе.

Интервью с Александром Шумовичем и Алексеем Берловым - партнерами Eventum Premo.

- Вы ощущаете влияние кризиса?
 

- Александр Шумович (А.Ш.):

Безусловно! Я уже раз пять давал комментарии по вопросам, связанным с кризисом. Раньше такого не было (смеется).

- В чем для вас проявляется кризис?

- А.Ш.: Сейчас вместо «Привет! Как дела?» говорят «Привет! Как тебя затронул кризис?».

- И что вы отвечаете на это?

- А.Ш.: Мы отвечаем, что тоже слышали такую модную фишку :)

- Алексей Берлов (А.Б.): На радио «Маяк», например, нельзя употреблять слово «кризис», поэтому они называют его «мировым недомоганием» - тоже неплохой выход из ситуации!

- Скажите, ваши клиенты уже отказались от каких-то проектов?

- А.Ш.: Мы слышали, что у некоторых агентств клиенты отказываются от запланированных мероприятий. Мы даже знаем пару компаний, которые сократили персонал в связи с тем, что не стало работы. Но все это - не про нас: сейчас мы не то, чтобы не сокращаем персонал, мы его даже нанимаем!
Вообще, у меня есть заявление!

Известно, что сейчас на рынке – «всеобщее недомогание» и всеобщая перетрубация, поэтому все очень боятся увидеть плохие симптомы у своих партнеров – людей, с которыми они делают бизнес. В итоге, компании должны показывать, что, несмотря на кризис, у них все хорошо, и не очень умно с их стороны сокращать мероприятия, поскольку это будет явным свидетельством того, что у них кризис. Поэтому маркетинговые мероприятия, я предполагаю, сокращаться не будут, возможно, они будут даже увеличиваться. Ведь подобные мероприятия – это инструмент, при помощи которого компании могут что-то заявить о себе, что-то изменить и как-то решить существующую проблему.

- А.Б.: Для сотрудников же мероприятия сокращаются - это факт очевидный и правильный. Но развлекательные мероприятия для внешних партнеров и клиентов будут точно сохраняться в той же пропорции и даже увеличиваться. Деловые мероприятия тоже будут. Их невозможно отменить.

- А.Ш.: Их можно отменить только вместе с бизнесом. Пока бизнес будет существовать, людям придется встречаться, а встречаться они будут на мероприятиях.

- Сократилось ли количество участников ваших семинаров?

- А.Ш.: Об этом трудно судить, потому что у наших мероприятий есть свои пики, которые приходятся на начало весны и начало осени. Сейчас у нас, можно сказать, плановый спад.

- А.Б.: Непосредственно в нашей компании есть система внутреннего обучения, которую мы активизируем в декабре, поскольку, как правило, этот месяц у нас спокойный.

У нас есть несколько тренеров, которые нас обучают. И вот совсем недавно наш тренер сказала, что количество заказов сейчас выросло. Это - очередной взгляд на проблему и он объясним: как правило, у любой компании есть некая «финансовая подушка», а что происходит во время кризиса? «Подушка» остается - работа уменьшается. И что тогда делает компания – она обучает сотрудников.

- Получается, что вас кризис не затронул?

- А.Б.: Кризис нас пока не затронул. Мы считаем, что все, что сейчас называют кризисом – это, в большинстве своем, психологическая вещь, некая истерика. Но, возможно, наши крупные клиенты сейчас уже переформулируют бюджет на год, и это будет понятно в феврале-марте 2009-го.

- А.Ш.: В связи с кризисной ситуацией большое количество агентств будут драться за меньшее количество мероприятий - и в такой борьбе победит сильнейший. В результате, через пару лет у нас на рынке будет нечто вроде «большой тройки», «пятерки», «десятки» лучших агентств, и рынок устоится – произойдет то, о чем говорят уже много лет.

- Это хорошо, когда будет мало агентств?

- А.Б.: Их не будет мало – просто появятся известные лидеры. Ведь сейчас порог входа на наш рынок очень низкий: и на первый взгляд для того, чтобы делать мероприятия, никаких специальных знаний не нужно.

- А.Ш.: Но это всего лишь первый уровень, на котором только кажется, что все легко.

- А.Б.: Для того, чтобы создать маленькое event-агентство, не нужен даже стартовый капитал: нужно всего лишь взять предоплату у клиента – и все. И пусть это агентство делает плохие мероприятия, но все равно делает и при этом является event-агентством. И такая ситуация должна измениться. В этом отношении PR-рынок более структурирован, в нем существуют известные компании, которые работают уже много лет. Event-рынок же гораздо более непрозрачен.

- Как планируете переживать сокращение бюджетов?

- А.Ш.: Мы собираемся бороться за хорошие проекты с большими бюджетами.

- А.Б.: У нас есть ряд крупных клиентов – автомобильные, государственные, фармацевтические, сотовые – и мы надеемся, что эти категории будут увеличивать свои обороты.

- А.Ш.: Если количество «пьянок на 50 человек» сократится на 50 процентов, то мы этого не заметим – это не основная категория наших мероприятий.

- А.Б.: Но в то же время мы уже подумали, как переориентировать свои усилия на другие рынки и приняли определенные решения.

- А.Б.: Нужно также помнить, что у кризиса есть положительные стороны: сейчас стоимость артистов, площадок, ведущих дико завышена, в итоге весь бюджет уходит на них, а на красоту, на сценарий денег не остается. Благодаря кризису стоимость уже снижается.

- Вы считаете, что стоимость не поднимется?

- А.Ш.: Это вопрос к правительству :) Потому что это будет зависеть от инфляции в стране.

- И, конечно же, в связи с тем, что вы побывали на Олимпиаде в Пекине, хотелось бы хоть немного отвлечься от кризиса и узнать о ваших впечатлениях от организации этого мероприятия.

- А.Ш.: Китайцы были большими молодцами, и все отметили, что организация Олимпиады была на высоком уровне. Они были внимательны ко всяким мелочам, у них было очень много волонтеров, очень много красивых архитектурных объектов. Поражал очень красивый визуальный стиль Олимпиады. Но с другой стороны, после первого шока от масштаба и деталей мы стали подмечать небольшие недоработки (большие недоработки, к сожалению, видны только орг. Комитету). Например, волонтеры и таксисты не говорили на английском – это создавало сложность в передвижении. Мы собрали целый хит-парад того, что можно улучшить.

- А.Б.: Для меня главное в организации Олимпиады было умение китайцев выстроить потоки людей: вместо того, чтобы ты стоял в очередях и не понимал что происходит, ты все проходил быстро и в каждый момент, когда ты не понимал, куда идти или что делать, к тебе подходил волонтер и отвечал на все вопросы. Это - самое важное. И вторая вещь – это героизм. Очень хочется, чтобы организация Олимпиады в Сочи нам самим доставляла удовольствие! Чтобы не было героических ситуаций «все в последний момент».

- А.Ш.: В Пекине мы делали исследование по национальным домам: мы посетили дома 15-ти стран и составили их сравнительный анализ.
Также мы анализировали работу пресс-центров - нам были очень интересны их технологические решения.

Кроме того, мы уделили внимание спонсорским павильонам. Ведь на Олимпиаде в Китае от спонсоров было собрано миллиард долларов – и нам было интересно посмотреть, как спонсоры возвращают свои инвестиции.

- Возвращают?

- А.Б.: Нет :)

- А.Ш.: Безусловно, возвращают, но трудно ожидать, что это будет возвращено на олимпийской площадке.

- А.Б.: Потому что место, где находились спонсорские павильоны, было ограждено – и проходимость была ниже, чем могла бы быть.

- А.Ш.: Вот и получается, что на самой площадке спонсоры не отбивают свои вложения. Но в то же время миллиардный Китай знал, что спонсором Олимпиады является Кока-Кола... Это одна из причин, почему Олимпиаду проводят в крупных странах: «внутренний мир» должен отбить вложения.
И то, что Олимпиада проходила в Греции – большое исключение. Трудно представить Олимпиаду в Латвии, в Азербайджане.

- Как вы отмечаете свой внутренний Новый Год?

- А.Б.: Поскольку мы занимаемся организацией мероприятий, нам совсем неинтересно что-то организовывать для себя. Поэтому вместо корпоративного Нового Года мы часто выезжаем на море, в Подмосковье, - и этот процесс абсолютно стихийный.

- А.Ш.:В нем подчеркнуто нет event’а.

- А.Б.: Также на Новый Год каждый сотрудник делает презентацию о себе: чего он добился за год. Она достаточно шуточная, неформальная - ничего веселее трудно придумать. Но с другой стороны – это рациональная вещь, потому что каждый должен подвести итоги и показать их нам. Мы любим, когда наши мероприятия веселые и выполняют какую-то бизнес-цель!

Ваш комментарий