Советы для вашего бизнеса от Медичи

Не так давно я прочитал сумасшедшую книгу Medici Money, написанную Тимом Парксом. В книге практически ни слова не говорится об искусстве и роли семьи Медичи в Возрождении, зато подробно разбирается бизнес Медичи. В деталях описаны все легальные и полулегальные схемы, с цифрами и анализом экономики того времени. Одна половина книги посвящена расцвету банка Медичи, вторая — его медленному и неизбежному закату. Причины, которые привели банк к закрытию в 1494 году (всего банкработал без 3 лет 100 лет), вполне применимы и к нашему рынку.

Я решил собрать эти причины в удобные 5 пунктов.

1. Медичи перестали заниматься финансами
В какой-то момент заниматься финансовыми операциями, сводить таблицы, складывать и вычитать стало просто скучно. Экономические и политические позиции компании были прочными, так что банальные банковские операции перестали быть в центре внимания. То ли дело имидж — картины, вечеринки, новый офис, в смысле — палаццо.

Вывод: хочешь избавиться от бизнеса, перестань погружаться в его ключевые производственные процессы, поднимись над схваткой и скорее начинай рассуждать о долгосрочном планировании.

2. Кредитовали королей и других уважаемых людей без всяких гарантий возврата
Принципы отбора проектов перестали лежать в плоскости операционных бизнес целей. Получение прибыли сменилось иными формами мотивации, например, увеличения политического влияния, личных амбиций.

Вывод: хочешь избавиться от бизнеса, соглашайся на невыгодные проекты, которые позволят упрочить связи с Игорем Ивановичем или Франческо Сфорца.

3. Ключевые позиции начали занимать родственники
Во-первых, уровень компетенций родственников был не очень высок, как и их опыт. Во-вторых, профессионалы, много лет работающие в разных отделениях, отошли на второй план, потеряли мотивацию. В-третьих, уровень принятия решений резко снизился — критиковать решения родственников босса страшно.

Вывод: хочешь избавиться от бизнеса, поставь на ключевые позиции родственников.

4. Увлеклись дворцами
Дворцы — это прекрасно, но дорого. Когда каждый руководитель отделения (конечно, родственник) начал строить себе дворец, банку пришлось не просто. Помимо самого дворца нужно было купить дорогую модную мебель, заказать картину у лучшего художника с изображением себя в роли святого и, конечно, устроить серию вечеринок, чтобы поддержать свой статус в обществе, чтобы о тебе продолжали говорить.

Вывод: дворец (читай «офис») хорошо, но не он делает компанию компанией.

5.  Изменили правила игры и устранили конкуренцию
Конкурировать хлопотно, удобнее получить административный ресурс (например, контракт с Церковью), монополизировать какие-то сферы. В результате конкурентоспособность резко падает и, когда административный ресурс исчезает, выход на свободный рынок становится проблемой. Что также важно: при изменение рыночной конъюнктуры такая структура не готова быстро меняться.

Вывод: хочешь избавиться от бизнеса, договорись об «эксклюзиве» с несколькими ключевыми Клиентами и сделай так, чтобы они занимали более 50% оборота.

Книгу рекомендую.

Опубликовано для Event Forum