Я люблю мероприятия. Мне кажется, что потенциал мероприятие мы используем далеко не полностью. На уровне компаний, городов и целой страны. И, конечно, я не могу равнодушно относиться к самому большому мероприятию в мире – Олимпиаде. И вот какие назрели выводы.
Олимпиаду 2014 года сейчас, к сожалению, принято критиковать и сомневаться. Это даже стало общим местом. К еще большему сожалению, Олимпийский проект стал полностью «еще одним» государственным проектом. Вроде газовой трубы и энергетической экспансии.
А мог быть стать проектом национальным, объединяющим, вдохновляющим, проектом возрождающейся романтики. Собственно говоря, отчасти это и объясняет причину критики и сомнений. Несоответствие ожиданий и реальности.
Выйти из этой ловушки – одна из главных задач тех, кто занимается коммуникациями Сочинской олимпиады. До этого момента они занимались только коммуникационным сопровождением стройки и движения денег.
А какая главная задача у организаторов? Принято считать, что стройка. И вот в этом я сильно сомневаюсь.
Строим мы, конечно, ненадолго и очень дорого. Но все-таки строим и умеем строить в срок. Так что, обладая колоссальными ресурсами, я уверен, что все, что надо построят. У МОКа есть хорошо отработанная система проверок, которые позволяют им проводить игры на высоком уровне из года в год.
Есть еще экологические проблемы, проблемы возврата инвестиций, будущего инфраструктуры и самих объектов. Все это для нас слишком далеко и абстрактно, чтобы волновать по-серьезному.
Есть теперь еще проблема выступления нашей сборной. Ведь на своей олимпиаде надо быть первыми. Но и эта проблема не может быть главной. В конце концов, наша обязанность – провести Олимпиаду, а не выиграть.
И вот мы подходим к главному. Для этого вспомним нашумевший «Русский Дом» в Ванкувере. Большой, шумный, алкогольный, технологичный и очень посещаемый. Я хочу привести несколько отзывов посетителей «Русского Дома», чтобы понять, как воспринимают нас снаружи.
- "Классные декорации, но неприветливые люди. Почти никто не говорил по-англйиски"
- "в отличие от нас, канадцев, русские не берут с собой детей в поездки. поэтом для детей дом не приспособлен.. особенно разочарвоала еда: еда была на верху и только для СМИ и VIP... мой вердикт: не ходите. "
- "родителям... возьмите с собой еду и переводчика...."
- "пойти туда - потратить время. Многие русские ничего не знают о манерах"
- "огромный русский преградил мне дорогу и сказал "закрыто"! я попытался узнать почему, но он..."
- "если это символ того, что будет, когда они будут принимать зимнюю Олимпиаду, они встретят холодный отклик у всего мира"
- "потратил 3,5 часа в очереди. внутри - ничего интересного"
- "2 часа моей жизни, которые я никогда не верну"
- "я русский, вырос в сочи. хочу извиниться за отсутствие манер и дружелюбия во время визита в русский дом"...
Есть, конечно, и позитивные отзывы, где говорится, что «Русский Дом» - самый лучший Дом из всех олимпийских Домов. Но лейтмотив большинства отзывов – и это очень важно – это наша, скажу мягко, недружелюбность. При этом, мы уверены, что задача «Русского Дома» - ровно обратная. Показать нашу открытость, вызвать доверие, заинтересовать. И можно быть уверенным, что было обучение персонала, что говорили правильные слова. А не получилось. Что-то вырвалось наружу.
И вот это – как мне кажется, главный затык организаторов, до которого не доходят руки, т.к. у нас тут грандиозная стройка. Мы не гостеприимны.
Не гостеприимен сотрудник МВД, который встретит туристов в аэропорту. Не гостеприимен продавец в магазине, который будет продавать фрукты. Не гостеприимны даже волонтеры, у которых сегодня плохой день и болит голова. Им всем без этих гостей лучше и проще. Они помеха, как помеха мы все для той уборщицы, которая ходит между нами и ворчит, что мы много натоптали.
Мы ведь разумные люди и мы не верим серьезно во врожденные национальные свойства. Все можно поправить. Но «программа гостеприимства» у сотен тысяч волонтеров, которые будут съезжаться со всех регионов страны, у жителей Сочи, сотрудников МВД и сотрудников спортивных ведомств – займет несколько лет. Это программа требует колоссальных ресурсов, искренней веры и куража. По сути, мы все должны научиться улыбаться, научиться с готовностью помогать тому, кому нужна помощь, с удовольствием рассказывать о городе и стране. Мы должны поверить в другой свой образ. Вернуть себе романтические ценности.
Тогда Олимпиада выполнит свою имиджевую цель. А не в том случае, если наш ледовый стадион объявят самым лучшим ледовым дворцом за все время проведения Олимпийских Игр. Нет сомнения, что так, кстати, и будет.
В этом главная ловушка мероприятия. Тебе кажется, что все дело в декорациях, музыке и сценарии. Тебе кажется, что все дело в архитектурном проекте стадиона или качестве дороги. Но твои гости не общаются с декорациями, их не встречает приглашенная вами звезда. Они не общаются с вашим стадионом. Их встречают ваши люди. Обычные люди. Которые рады видеть их или нет. Все до единого, включая уборщицу и охранника. Рады или нет. Две простые опции.
Такую же проблему решали до нас. Китайцы за много лет до Олимпиады начали учить людей улыбаться, дружелюбно общаться и любыми способами формировать позитивный образ нового Китая и Пекина. Аналогичные «программы гостеприимства» были реализованы в Лондоне. Настороженность по отношению к гостям – не только наша привилегия.
Мне хочется, чтобы наша олимпиада была не только «самой-самой», но еще и гостеприимной. Вот это и есть наш настоящий олимпийский вызов 2014: быть гостеприимным, уметь выполнять свою работу с улыбкой.