Настоящий тендер - это когда вы еще не знаете о предстоящем проекте, а общаетесь с будущим заказчиком, пьете кофе (или коньяк) и говорите о жизни, о прошлом и будущем, о детях и отпуске, о лучших проектах и общих знакомых. Если такой разговор состоялся и был удачным - все будет хорошо. Если нет - почти никаких шансов.
Если вы участвуете в тендере, о котором узнали в объявлении на официальном сайте, то скорее всего вы уже проиграли. Зачастую лучшие проекты распределяют еще до проведения тендера. Но это не значит, что выбора поставщика совсем нет. Просто это происходит не совсем так, как описывают в тендерной процедуре.
Заказчики знакомятся с интересующими их агентствами, узнают людей, их опыт. Оценивают - смогут ли они реализовать этот проект или нет, какие будут сложности. Проникаются доверием или наоборот. О том, что серьезный тендер готовится отобранные агентства узнают заранее. Их готовят - они узнают, что нравится гостям, что любит руководство, какие были раньше проблемы и удачные решения. И когда они приступают к решению задачи - они готовы куда как больше, чем прочие конкуренты, прочитавшие 40 страниц тендерной документации.
Если компания не нравится, ее не пригласят к тендеру. А если агентство само узнает и подаст заявку на тендер, все равно найдется повод их дисквалифицировать. Может быть - в другой раз. Ведь пока нет доверия - нет контрактов. А доверие завоевать нелегко и это занимает время.
Еще один шанс выиграть настоящий тендер. Личная рекомендация от лица, которое пользуется доверием. Когда кто-то, поручается своей репутацией за вас. Для того чтобы получить такое поручительство, нужно очень постараться.
Почему так? Так устроен мир. Еще в древнем Китае об этом же писал великий Сунь Цзы:
«Воины-победители сперва побеждают и только потом вступают в битву; те же, что терпят поражение, сперва вступают в битву и только затем пытаются победить». Сунь Цзы.