Тезис 1. Слайды заменяют контент
Недавно я был на конференции в Болгарии. Один эксперт на мастер-классе на полном серьезе полтора часа показывал слайды о переходниках для компьютеров. Второй - методично, преодолевая 11 буллитов, рассказывал о качествах евент менеджера. Мне нечего было им сказать, ведь у них были слайды, они готовились.
Мы делаем так много слайдов, что забыли о том, зачем вообще все это началось. Вы можете спать на конференции 90%, пока люди показывают буллиты. Но так было не всегда. И так не должно быть.
Почему слайды так популярны? Слайды легко считать, поэтому так легко стать зависимым от них. Слайды быстро превращаются в самостоятельную цель. Задача спикера - не донести что-то до аудитории, не изменить их мнение, не формировать его, а сделать 50 слайдов к определенному числу. Слайды легко посчитать, легко переслать, вам проще ориентироваться на слайды, чем на реальное содержание.
Слайд создают иллюзию контента — «слайд=контент». У вас есть слайды с буллитам и вам кажется, что у вас есть, что сказать. Таким образом, люди создают слайды, а не содержание, в надежде, что слайд «сделает работу сам», за вас. Слайды должны были помогать нам, но в реальности мы помогаем им. Мы прячемся за слайдами.
Слайды создают еще одну проблему: вы говорите больше информации, чем человек может воспринять. У вас есть слайд, который надо заполнить. Вы лично не можете запомнить все это, но слайды стерпят все. Вы говорите столько фактов/цифры, показываете столько графиков, сколько человек не способен воспринять. У человека есть скорость восприятия информации. И слайды этой скорости не соответствуют.
Есть slow food. Должен появиться slow talk.
Тезис 2. Философия выступления
Вернемся к началу. С того, что начиналось.
Когда слайдов нет, у вас есть точное понимание, что то, что вы говорите, должно быть по-настоящему ценным, стоящим, структурированный и с ярким концом. Вам не за чем спрятаться. Отсутствие содержание не скрыть. Когда у вас есть слайды, вам кажется, что вам не нужен ни конец, ни структура. Это не так.
Когда у вас нет слайдов, вам нужна история. Сценаристы знают, что самое сложное придумать конец. Его нужно придумать в начале. Итак, если у вас есть цель, вы знаете, кто кого убил, вам не нужны слайды. Если у вас есть конец, вам нужна структура. Структурировать - это сложно по одной простой причине. Вам нужно выкинуть что-то лишнее. И выкидывать, отказываться - это самое сложное. Это как отказываться от покупки чего-то ненужного в супермаркете.
Главная задача мероприятий - это передача эмоций. Если вы хотите передать информацию, вам нужно просто выслать статью/факты по почте. Мероприятия - это передача эмоций, а не информации. Мероприятия работают потому что они позволяют транслировать эмоции. Не информацию.
Среди 100 лучших речей (на сайте Американская Риторика точка ком) нет ни одного выступление со слайдами.
Тезис 3. Что делать, если вы решили выступать без слайдов. Как выступать без слайдов.
Что можно использовать, если вы решили отказаться от слайдов.
Рассказать историю. В виде истории можно представить как итоги года, так и появление нового продукта. В Европе есть отдельные специалисты по созданию из вашего выступления истории. Уверен, что и у нас копирайтер или агентство справится с этой задачей.
Показать продукт, использовать неожиданный предмет, который делает ваши факты эмоционально заряженными. Посмотрите, например, уже легендарное выступление Альберта Гора о потеплении. В нем он использует подъемник, чтобы показать рост выбросов.
Использовать другие носители информации. На конференции с участием женщин мы нанесли нужные нам цифры на майки мужчин моделей и устроили дефиле.
Использовать аудиторию. Если вы хотите продемонстрировать, скажем, цифру 30%, попросите встать каждого третьего человека в зале. Тогда абстрактная цифра превратится в наглядную, понятную и эмоционально значимую.
Меньше слайдов и больше историй.